Единый налоговый платеж для бизнеса: Госдуму колбасит, но грядет второе чтение

Единый налоговый платеж для бизнеса: Госдуму колбасит, но грядет второе чтение

© anekdotov.net

Появился текст законопроекта ко второму чтению, в какой-то мере учитывающий потребности малого бизнеса, однако этот текст настолько плох, что его разгромило правовое управление. Тем не менее, на четверг назначено рассмотрение Госдумой.

Опубликован вариант поправок о едином налогом платеже для бизнеса ко второму чтению. Но этот законопроект имеет шанс стать одним из тех редких, которые выносятся на второе чтение по два раза.

Природа проблемы

Дело в том, что уже изначально идея была провальной. Организация или ИП могут заплатить некую сумму в бюджет "скопом" и не разбираясь, что идет на какой КБК. Однако налоговики понятия не имеют, сколько в счет чего надо списать. Потому что, во-первых, существует практика авансовых платежей, которые выплачиваются ранее, чем подана какая-либо отчетность (или – ранее, чем налог посчитали налоговики – последнее касается части имущественных налогов организаций).

Во-вторых, некоторые системы налогообложения (УСН "доходы", ПСН) предусматривают уменьшение суммы одного налога на другие, точнее, на уплаченные страховые взносы, торговый сбор , а также на платежи, не являющиеся фискальными. Чтобы учесть вторые, нужна отчетность, которая еще не сдана, а чтобы учесть первые, их надо заплатить – в данном случае, списать с ЕНП, срок для чего еще не наступил.

Например, ИП платят страховые взносы еще и за себя, и срок их уплаты, как правило, позже, чем сроки уплаты налоговых "авансов" или стоимости патента. Понадеявшись на ЕНП, такой ИП рисковал бы лишиться части положенного ему уменьшения, так как налоговики (согласно первоначальной версии законопроекта) списывали бы сначала налоговые платежи (по срокам уплаты), а только потом страховые взносы. Подробнее все это проиллюстрировано здесь.

Казалось бы, "эврика!", но нет

Поначалу думские специалисты (комитетчики) никак не показали, что понимают всю эту проблематику, указав лишь на технические недочеты законопроекта. Однако текст ко второму чтению неожиданно содержит довольно тектонические изменения (проект № 1141868-7).

Во-первых, там проглядывается светлая мысль о том, что сначала это должен быть эксперимент. И устанавливаются правила для ЕНП на полугодичный период – с середины и до конца следующего года.

Во-вторых, чтобы случайно не задело тех, кто экспериментировать не желает, предусмотрено заявление на участие в "особом порядке уплаты".

В-третьих, что самое важное, найден вариант, как донести до налоговиков информацию о том, сколько денег с ЕНП в счет какого платежа списывать. По замыслу авторов нынешней версии проекта, фирма или ИП (подавшие вышеуказанное заявление) должны будут перед каждым сроком уплаты подавать уведомление, где укажут, сколько в счет чего налоговикам следует зачесть с ЕНП.

И тут, конечно, даже чисто по-человечески большой вопрос – а не проще ли платить как раньше, и не морочить голову. Тем более, а если забыли подать уведомление? – на этот случай законопроект рецепта не содержит.

Приговор

Но, скорей всего, такой вариант тоже не пройдет. Смертный приговор ему вынесло правовое управление ГД. Главная причина – что это за уведомление такое, которое по своей природе является очередным налоговым расчетом. Но никак не стыкуется с нормами НК, посвященными налоговым расчетам и декларациям.

Во-вторых, весьма странный срок проведения эксперимента – не охватывающий годовые налоги. В-третьих, при чем тут страховые взносы (которые тоже предлагается списывать из ЕНП), ведь это не налог, а, по существу, соцгарантия. И при чем тут госпошлина (которую тоже причисляют к ЕНП). И еще множество других замечаний к новой версии законопроекта (заключение управления).

Кстати, про НДФЛ, про который правовое управление уже просто промолчало. Налоговые агенты тоже могут пользоваться ЕНП – это было в первой версии проекта, осталось и во второй. Видимо, никого уже не смущает, что это будет удерживаемый налог, который уплачивается из собственных средств не налогоплательщика, а налогового агента. Интереснее другое: законопроект предлагает уведомлять налоговиков о перечисленных налоговыми агентами суммах НДФЛ не позднее 5 числа каждого месяца. Если НДФЛ все-таки перечисляется отдельно, то зачем он в ЕНП, и зачем уведомлять, если у налоговиков эта информация и так есть? Хотя, может, это опечатка, и имелись в виду не перечисленные, а исчисленные суммы? А если так – здравствуй, ежемесячный вариант 6-НДФЛ.

В общем, скорей всего, законопроект в таком виде законом не станет. А если и станет, то это будет мертвый закон, потому что кому такое понадобится на добровольной основе, не понятно.

Источник: Audit-it.ru НДФЛ

Источник: audit-it.ru